Начать бизнес с нуля и самостоятельно переосмыслить все процессы — задача не из легких. Франшиза все упрощает. Однако прежде чем выбрать подходящее предложение, необходимо изучить рынок, найти популярную нишу, иначе вы можете потерять деньги. Существует много франшиз, и не у всех из них есть перспектива роста и увеличения доходов в будущем. Итак, работа по франшизе — что это? Вы должны понимать финансовые, маркетинговые и юридические вопросы, прежде чем вкладывать средства в проект.
Что такое франшиза и франчайзинг
Франчайзинг — это сотрудничество двух сторон. При заключении договора одна из сторон предоставляет вторую готовую бизнес-модель: право использования своего бренда, бизнес-план, подробное описание всех процессов управления и консультации.
Франшиза подлежит соглашению о франшизе. Набор льгот действует на основе франшизы, что включает в себя права на использование бренда и бизнес-модели франчайзера, а также другие льготы, необходимые для организации собственного бизнеса (создание и управление бизнесом).
Франчайзинг и гражданское право
Франшиза — это договор коммерческой концессии, по которому одна сторона (freichaser) предоставляет другой стороне (франчайзи) право использовать набор льгот в качестве вознаграждения за ведение бизнеса и оформляется в соответствии с Законом о защите интеллектуальной собственности.
Франчайзи является покупателем франшизы. Франчайзер — это собственник, продавец франшизы.
Типы франшиз
На практике различают следующие виды франшизы:
- товарная франшиза;
- промышленная франшиза;
- бизнес-франшиза.
Продуктовая франшиза — это право продавать продукт определенной марки. В рамках этих франшиз 90% магазинов открываются в торговых центрах, таких как H&M, Zara, Baldinini и других по всему миру.
Производственная франшиза — это право производить товары определенной марки. Яркие примеры — Pepsi, Coca-Cola и другие.
Бизнес-франчайзинг — это право открыть бизнес в сети франчайзера. Очень широко распространен в сфере общественного питания, обслуживания и гостеприимства. Примеры — McDonald’s, Hilton и другие.
Другими словами, франшизы можно разделить на несколько категорий:
- производство: компании продают технологии производства с правом выпуска товаров;
- товары: франчайзер занимается производством товаров сам и франчайзи для продажи;
- услуга: франчайзи получают бренд и технологии от франчайзера для предоставления услуги (услуг).
Франшизы классифицируются по форме:
- Мастер-франчайзинг: дает франчайзи возможность самостоятельно продавать франшизу другим предпринимателям. Этот тип дизайна обычно используется при продаже бренда в другие страны.
- Множественный франчайзинг. По договору франчайзи может одновременно открывать несколько точек.
- Исключительные права. Партнеры оставляют за собой право, чтобы другие франчайзи той же компании не появлялись на указанной территории.