Что такое франшиза: основные виды, особенности работы

Автор: | 16.05.2021

Начать бизнес с нуля и самостоятельно переосмыслить все процессы — задача не из легких. Франшиза все упрощает. Однако прежде чем выбрать подходящее предложение, необходимо изучить рынок, найти популярную нишу, иначе вы можете потерять деньги. Существует много франшиз, и не у всех из них есть перспектива роста и увеличения доходов в будущем. Итак, работа по франшизе — что это? Вы должны понимать финансовые, маркетинговые и юридические вопросы, прежде чем вкладывать средства в проект.

Что такое франшиза и франчайзинг

Франчайзинг — это сотрудничество двух сторон. При заключении договора одна из сторон предоставляет вторую готовую бизнес-модель: право использования своего бренда, бизнес-план, подробное описание всех процессов управления и консультации.

Франшиза подлежит соглашению о франшизе. Набор льгот действует на основе франшизы, что включает в себя права на использование бренда и бизнес-модели франчайзера, а также другие льготы, необходимые для организации собственного бизнеса (создание и управление бизнесом).

Франчайзинг и гражданское право

Франшиза — это договор коммерческой концессии, по которому одна сторона (freichaser) предоставляет другой стороне (франчайзи) право использовать набор льгот в качестве вознаграждения за ведение бизнеса и оформляется в соответствии с Законом о защите интеллектуальной собственности.

Франчайзи является покупателем франшизы. Франчайзер — это собственник, продавец франшизы.

франшиза

Типы франшиз

На практике различают следующие виды франшизы:

  • товарная франшиза;
  • промышленная франшиза;
  • бизнес-франшиза.

Продуктовая франшиза — это право продавать продукт определенной марки. В рамках этих франшиз 90% магазинов открываются в торговых центрах, таких как H&M, Zara, Baldinini и других по всему миру.
Производственная франшиза — это право производить товары определенной марки. Яркие примеры — Pepsi, Coca-Cola и другие.

Бизнес-франчайзинг — это право открыть бизнес в сети франчайзера. Очень широко распространен в сфере общественного питания, обслуживания и гостеприимства. Примеры — McDonald’s, Hilton и другие.

Другими словами, франшизы можно разделить на несколько категорий:

  • производство: компании продают технологии производства с правом выпуска товаров;
  • товары: франчайзер занимается производством товаров сам и франчайзи для продажи;
  • услуга: франчайзи получают бренд и технологии от франчайзера для предоставления услуги (услуг).

Франшизы классифицируются по форме:

  1. Мастер-франчайзинг: дает франчайзи возможность самостоятельно продавать франшизу другим предпринимателям. Этот тип дизайна обычно используется при продаже бренда в другие страны.
  2. Множественный франчайзинг. По договору франчайзи может одновременно открывать несколько точек.
  3. Исключительные права. Партнеры оставляют за собой право, чтобы другие франчайзи той же компании не появлялись на указанной территории.